Техническая Эксплуатация и Ремонт Автомобилей

В 1965 году в СССР для улучшения бытового обслуживания населения в союзных республиках были образованы специальные министерства. Сегодня трудно представить, что своим появлением Служба быта обязана государственной идеологии, утверждающей, что строящие коммунизм советские люди не должны отвлекаться на решение мелких повседневных проблем. Государство предлагало своим гражданам своеобразную сделку: все бытовые хлопоты и часть домашней работы перекладываются на плечи специализированных учреждений и предприятий, централизованно выполняющих ту или иную работу, а освобожденное от домашней суеты население гармонично развивается, всячески способствуя построению нового общества.

Автобус-мастерская бытового обслуживания населения БЗ-06 производства Борисовского АРЗ (Беларусь)

В действительности, в эту концепцию вписывались лишь прачечные и химчистки, а также фабрики-кухни и кулинарии, предлагавшие хозяйкам реальную альтернативу стирке и готовке. Ремонт обуви, бытовой техники (при условии, что таковая имелась) или стрижку граждане также редко пытались осуществлять своими силами. Как бы то ни было, но пафосная позиция государства принесла вполне реальные и, надо заметить, весьма симпатичные плоды.

Автобус-мастерская бытового обслуживания населения ТА-9Т с передвижной парикмахерской и сапожной мастерской

На рубеже 50-60-х годов жизнь определила основные направления работы в сфере быта: банно-прачечные услуги; ателье по индивидуальному пошиву одежды; фотоуслуги; ремонт обуви, металлоремонт, изготовление ключей; ремонт бытовой техники; ремонт часов. Безусловно, прачечные, парикмахерские или, например, сапожные мастерские существовали и в старорежимные времена. С точки зрения методики оказания мелких бытовых услуг, государство в середине 60-х не придумало ничего нового. Новизна заключалась в стратегии, выраженной в создании централизованного института. Сейчас реформу подобного масштаба назвали бы «национальным проектом».

Автолавка ПАЗ-659 на шасси ГАЗ-51А

До 1965 года, когда в управлении народным хозяйством произошел возврат от введенных в 1957 году совнархозов к министерствам, бытовые услуги осуществлялись учреждениями, подчинявшимися либо республиканским министерствам жилищно-коммунального хозяйства, либо союзам потребительских обществ (Потребкооперция, Центросоюз). При этом уровень подчинения и финансирования был «местечковым». Ни о каком расширении сферы или географии деятельности каждым конкретным предприятием не могло быть и речи. К примеру, если на углу улицы стояла будка сапожника дяди Пети, то этот мастер чинил лишь ту обувь, что приносили ему клиенты — ни больше ни меньше, и никогда ему не пришло бы в голову покидать привычную будку и идти со своим ремеслом «в народ».

Автомастерская АБО-05Р на базе ГАЗ-53А Опытно-механического завода им. А.И.Крючкова (Казахстан) предназначалась для оказания населению парикмахерских услуг.


Похожие страницы: